Психологическая готовность к ЕГЭ

10.02.2023

Одиннадцатый девятый класс — испытание не только для выпускника, но ещё больше для родителей. Некоторые мамы признаются, что после экзаменов и поступления спасались курсом психотерапии. Но и совсем без поддержки семьи тут не обойтись. Как помочь выпускнику (и себе) справиться с паникой, когда ребёнка лучше оставить в покое, а когда пора бить тревогу?

1. Какие качества и навыки могут помочь ребёнку справиться с экзаменом?

Здесь работает всё, что помогает достичь долгосрочных целей: умение давать себе нагрузку и восстанавливаться; формулировать задачи и концентрироваться на них. Проблема в том, что школьникам трудно удерживать внимание на том, что будет через какое-то время. У них в этом возрасте другие задачи развития: друзья, влюблённости, самоопределение. Даже если отношения с родителями были тёплыми, дети часто отдаляются — и это абсолютно нормально.

Мотивация «надо готовиться к ЕГЭ, чтобы через год поступить в институт и найти хорошую работу» — работает плохо. Хотя, конечно, разговаривать с ребёнком об этом нужно, чтобы сохранять фокус на цели. Общаться, искать точки соприкосновения, говорить о том, что важно и интересно ему. Если контакт налажен, тогда можно говорить и об экзамене, возвращать ребёнка в рабочую колею. Назидание тут плохо работает. Лучше вспомнить себя в похожей ситуации и больше делиться собственным опытом.

2. Насколько важен чёткий план подготовки и как помочь ребёнку его разработать?

Важно учитывать особенности ребёнка. Если у него получается работать структурированно, то план действий пригодится. Сделайте расписание и повесьте его на видное место. Хорошо, если в его составлении поучаствуют репетиторы, учителя — те, кто помогает ребёнку готовиться. Полезно знать, когда у ребёнка самое продуктивное время дня. Кто-то может работать полтора часа без перерыва, а для кого-то это много.

 

Здорово если у ребёнка был опыт систематических занятий — например, спортом или музыкой. Значит, у него точно есть зачатки самодисциплины. Иначе родителям придётся труднее: недостаточно будет повесить на стену расписание, придётся ещё и контролировать. Всё-таки лучше быть для ребёнка поддержкой, чем источником тревоги и возмущения.

3. Что делать, если ребёнок паникует и боится, что не сдаст?

Главное — не отмахиваться от переживаний и не обесценивать их. Человеку недостаточно услышать дежурное «ты прекрасно справишься». Если паники много, важно дать выговориться. Может помочь «активное слушание», когда родитель слушает и проговаривает вслед за ребёнком его эмоции. Я бы ещё обратилась к опыту ребёнка, вспомнила случаи, когда ему было страшно, но всё получилось.

 

Очень помогает рассеять тревогу спорт. Можно даже просто гулять, ходить быстрым шагом — это снижает уровень напряжения. Конечно же, родителям нужно в первую очередь справиться со своими страхами и не говорить о них при ребёнке. Это только усилит тревогу. Со взрослыми работает всё то же самое: найти кого-то, с кем можно поговорить, и уделять время тому, что успокаивает, — будь то вязание или езда на велосипеде.

4. Как понять, что ребёнку или родителю нужен психолог?Хочу такой сайт

Когда уровень тревожности зашкаливает настолько, что невозможно осмысленно работать. Когда не получается «заблокировать» эмоции и заняться делом. Когда портится сон, аппетит и с этим нельзя справиться. А ещё когда в отношениях ребёнка и родителя много обоюдной тревоги, они панику и страхи передают друг другу.

5. Что делать, если на экзамене случился ступор? Можно ли заранее подготовиться к такой ситуации?

Можно опираться на предыдущий опыт, когда ребёнок был в ситуации оценки и случился ступор. Вспомнить, как он из этого состояния вышел. Подумать, что помогло тогда и что можно будет быстро сделать сейчас. Возможно, есть какие-то фразы, персонажи книг или фильмов, которые вдохновляют. Хорошо такие вещи брать на заметку, когда они встречаются. Перед экзаменом можно прокрутить их в голове и договориться с самим собой, что вспомнишь их в трудной ситуации. Можно взять с собой талисман — есть в этом немного бытовой магии, но это помогает. Неплохо работают дыхательные упражнения: несколько коротких вдохов и очень длинных выдохов.

6. Что делать, если экзамен близится, а ребёнок чересчур спокоен и расслаблен, как мотивировать его собраться?

Лучше не нагнетать. Есть авральные люди, у которых получается совершать рывок в последний момент. Если ваш ребёнок такой, то можно, наверное, попробовать в последнюю неделю засадить его за учебники. Но вообще ЕГЭ — это не забег на короткую дистанцию. Результат будет зависеть от того, как эффективно ребёнок занимался последние пару лет, и от конкретной ситуации на экзамене. Поэтому, наверное, стоит просто оставить его в покое. Пусть он лучше будет расслаблен, чем взвинчен до предела.

7. Нужно ли говорить с ребёнком о возможном провале?

Думаю, родителям для себя стоит обдумать ситуацию провала. Но обсуждать её с ребёнком не стоит. Грань между фантазией и реальностью у детей очень тонкая, и в стрессовой ситуации такие мысли могут сыграть с ними злую шутку. К тому же им и так сейчас непросто. Пожалуй, оптимальный настрой — это «делай, что должен и будь что будет». Провал на экзамене — это не конец света. Но лучше сказать об этом тогда, когда он действительно случится.

 

8. Что лучше делать за несколько дней до экзамена и как поддержать ребёнка в день икс?

Дайте ребёнку возможность отдохнуть, выспаться. В день экзамена ему важно в первую очередь быть физически бодрым. А что касается поддержки — найти такие слова, которые помогут ему собраться, но при этом не слишком напрягут. У каждого родителя, как у опытного тренера, такие слова свои. В любом случае не помешает напомнить ребёнку, что вы его любите.

Материал подготовила педагог-психолог МБОУ Кашарской СОШ Пономарева Инна Петровна.

 

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/ucheba/shkola/4173528-survive_after_

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».