10.02.2023
Одиннадцатый
девятый класс — испытание не только для выпускника, но ещё
больше для родителей. Некоторые мамы признаются, что после экзаменов
и поступления спасались курсом психотерапии. Но и совсем без
поддержки семьи тут не обойтись. Как помочь выпускнику (и себе)
справиться с паникой, когда ребёнка лучше оставить в покое,
а когда пора бить тревогу?
1. Какие качества и навыки
могут помочь ребёнку справиться с экзаменом?
Здесь
работает всё, что помогает достичь долгосрочных целей: умение давать себе
нагрузку и восстанавливаться; формулировать задачи
и концентрироваться на них. Проблема в том, что школьникам
трудно удерживать внимание на том, что будет через какое-то время.
У них в этом возрасте другие задачи развития: друзья, влюблённости,
самоопределение. Даже если отношения с родителями были тёплыми, дети часто
отдаляются — и это абсолютно нормально.
Мотивация
«надо готовиться к ЕГЭ, чтобы через год поступить в институт и найти хорошую работу» — работает плохо. Хотя, конечно,
разговаривать с ребёнком об этом нужно, чтобы сохранять фокус
на цели.
Общаться, искать точки соприкосновения, говорить о том, что важно и интересно ему. Если контакт налажен, тогда
можно говорить и об экзамене, возвращать ребёнка в рабочую колею. Назидание тут
плохо работает. Лучше вспомнить себя в похожей ситуации и больше делиться собственным
опытом.
2. Насколько важен чёткий план
подготовки и как помочь ребёнку его разработать?
Важно
учитывать особенности ребёнка. Если у него получается работать
структурированно, то план действий пригодится. Сделайте расписание
и повесьте его на видное место. Хорошо, если в его составлении
поучаствуют репетиторы, учителя — те, кто помогает ребёнку готовиться.
Полезно знать, когда у ребёнка самое продуктивное время дня. Кто-то
может работать полтора часа без перерыва, а для кого-то это много.
Здорово
если у ребёнка был опыт систематических занятий — например, спортом
или музыкой. Значит, у него точно есть зачатки самодисциплины. Иначе
родителям придётся труднее: недостаточно будет повесить на стену
расписание, придётся ещё и контролировать. Всё-таки лучше быть для ребёнка
поддержкой, чем источником тревоги и возмущения.
3. Что делать, если ребёнок
паникует и боится, что не сдаст?
Главное — не отмахиваться от переживаний и не обесценивать их. Человеку недостаточно
услышать дежурное «ты прекрасно справишься». Если
паники много, важно дать выговориться. Может помочь «активное слушание», когда
родитель слушает и проговаривает вслед за ребёнком его эмоции. Я бы ещё обратилась к опыту ребёнка, вспомнила случаи,
когда ему было страшно, но всё получилось.
Очень
помогает рассеять тревогу спорт. Можно даже просто гулять, ходить быстрым шагом — это снижает уровень напряжения.
Конечно же, родителям нужно в первую очередь справиться со своими страхами и не говорить о них при ребёнке. Это только
усилит тревогу. Со взрослыми работает всё то же самое: найти кого-то, с кем можно поговорить, и уделять время тому, что
успокаивает, — будь то вязание или езда на велосипеде.
4. Как понять, что ребёнку или родителю
нужен психолог?
Когда
уровень тревожности зашкаливает настолько, что невозможно осмысленно работать.
Когда не получается «заблокировать» эмоции и заняться делом. Когда портится
сон, аппетит и с этим нельзя справиться. А ещё когда в отношениях ребёнка и родителя много обоюдной тревоги,
они панику и страхи передают друг другу.
5. Что
делать, если на экзамене случился ступор? Можно ли заранее подготовиться к такой ситуации?
Можно
опираться на предыдущий опыт, когда ребёнок был в ситуации оценки и случился ступор. Вспомнить, как
он из этого состояния вышел. Подумать,
что помогло тогда и что можно будет быстро сделать сейчас. Возможно,
есть какие-то фразы, персонажи книг или фильмов, которые вдохновляют. Хорошо
такие вещи брать на заметку, когда они встречаются. Перед экзаменом
можно прокрутить их в голове и договориться с самим собой, что вспомнишь их в трудной ситуации. Можно взять с собой талисман — есть в этом немного бытовой магии, но это помогает. Неплохо работают
дыхательные упражнения: несколько коротких вдохов и очень длинных выдохов.
6. Что делать, если экзамен
близится, а ребёнок чересчур спокоен и расслаблен, как мотивировать
его собраться?
Лучше
не нагнетать. Есть авральные люди, у которых получается совершать
рывок в последний момент. Если ваш ребёнок такой, то можно, наверное,
попробовать в последнюю неделю засадить его за учебники.
Но вообще ЕГЭ — это не забег на короткую дистанцию.
Результат будет зависеть от того, как эффективно ребёнок занимался
последние пару лет, и от конкретной ситуации на экзамене.
Поэтому, наверное, стоит просто оставить его в покое. Пусть он лучше
будет расслаблен, чем взвинчен до предела.
7. Нужно ли говорить с ребёнком о возможном провале?
Думаю,
родителям для себя стоит обдумать ситуацию провала. Но обсуждать её с ребёнком не стоит. Грань между фантазией и реальностью у детей очень тонкая, и в стрессовой ситуации такие мысли
могут сыграть с ними злую шутку. К тому же им и так сейчас непросто. Пожалуй,
оптимальный настрой — это «делай, что должен и будь что будет». Провал на экзамене — это не конец света. Но лучше сказать об этом тогда, когда он действительно случится.
8. Что лучше делать
за несколько дней до экзамена и как поддержать ребёнка
в день икс?
Дайте ребёнку
возможность отдохнуть, выспаться. В день экзамена ему важно в первую
очередь быть физически бодрым. А что касается поддержки — найти такие
слова, которые помогут ему собраться, но при этом не слишком
напрягут. У каждого родителя, как у опытного тренера, такие слова
свои. В любом случае не помешает напомнить ребёнку, что вы его
любите.
Материал
подготовила педагог-психолог МБОУ Кашарской СОШ Пономарева Инна Петровна.
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/ucheba/shkola/4173528-survive_after_