Аннотации к рабочим программам основной школы Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык» 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Русский язык», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения русского языка в средней общеобразовательной школе. В системе школьного образования дисциплина «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Программы составлены на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.М. Разумовской, В.И. Капинос, С.И. Львовой, Г.А. Богдановой, В.В. Львова. Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку не только формирует важные практические умения и навыки, но и является важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления. Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения. Задачи обучения: 1) формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение, вооружать их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развивать языковой и эстетический идеал, т.е. представления о прекрасном в языке и речи; 2) формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки (в пределах программных требований); 3) обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме; 4) обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; 5) воспитывать учащихся средствами данного предмета. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ● развитие и воспитание школьника, его социализация, развитие интеллектуальных качеств; формирование ценностной ориентации – осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; формирование любви и уважения к русскому языку, развитие потребности к речевому самосовершенствованию; ● овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности; развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; овладение русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам; ● освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; освоение стилистических ресурсов русского языка, овладение его основными изобразительно-выразительными средствами; ● формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать, преобразовывать необходимую информацию, работать с текстом, производить его информационную переработку; ● приобретение компетентности в сфере русского языка и речевого общения: речевая компетентность – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения; языковая (лингвистическая) компетентность – овладение основами науки о языке, основными умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование и/или совершенствование способности учащихся употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические ресурсы русского языка; социокультурная компетентность – овладение единицами языка с национально- культурным компонентом значения и русским речевым этикетом. Традиционно приоритетным в школе считается изучение языковых правил (орфография, пунктуация). Вместе с тем в последнее время в методической литературе можно встретить и иной подход к изучению данного предмета. Развитие навыков связной речи во многих методических документах и программах в настоящее время постулируется как ведущее направление. Современная концепция преподавания русского языка заключается в том, что в ней предлагается объединить теорию языка, орфографические и пунктуационные правила, развитие речевой культуры, сделав основным объектом рассмотрения на уроке русского языка текст, поскольку именно в тексте происходит реализация языковых правил. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст. В учебно-методическом комплексе под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подаѐтся в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля. Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий: 1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца); 2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный; 3. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий. Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. V класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; VI - VII классы имеют морфологоорфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; VIII-IХ классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в VI классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в VII классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс VII класса. Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка. Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве). В связи с усиленным вниманием к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова. Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи. Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития. Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала. Учебники для каждого класса содержат два раздела (как и программа): 1) систематический курс языка с правописанием и элементами культуры речи; 2) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста. В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме. Каждая языковая тема завершается параграфом "Употребление в речи существительного/прилагательного и т.д./". Такое внешнее подчеркивание противоречия сопоставления "язык-речь" способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий, а также более отчѐтливому пониманию связей между ними. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения - понимания, говорения, письма. В учебнике особенности занятий по чтению определяются характером текстов. Самое серьёзное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями. Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развёртывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике. Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся). По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты. Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке. Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся. Параллельно школьники обучаются языковому анализу. Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия. Самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма как важного вида речевой деятельности. Авторы учебника стараются дать ответ на вопрос: "Как разрешить противоречие между знанием и умением и что считать знанием?" В пособие эта проблема остается с помощью теоретического (научного) способа действия, которым должны овладеть учащиеся. В учебнике определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой "Возьмите на заметку!'' В программе усилен семантический аспект к подаче лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. В V классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объѐме. Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учётом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объёме. Новыми являются разделы: "Синтаксис. Пунктуация", "Речь". В VI классе на базе основных частей речи изучаются причастие и деепричастие, числительное, местоимение. В VII классе первой темой изучается наречие. Положительное отношение к учёбе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного гола наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний. Языковая система составляет структурный стержень предмета. Формирование необходимых языковых умений происходит на основе системы упражнений, включающих следующие компоненты: узнавание языкового явления - систематизация фактов языка - дифференциация этих языковых фактов - "чтение" схем, таблиц и других графических средств, их интерпретация - самостоятельный подбор примеров и самостоятельные высказывания учащихся. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать: ● роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; ● смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения; ● основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; ● особенности основных жанров научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи; ● признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); ● основные единицы языка, их признаки; ● основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; уметь: ● различать разговорную речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы; ● определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; ● опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; ● объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; аудирование и чтение: ● адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию); ● читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); ● извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; говорение и письмо: ● воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект); ● создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление); ● осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; ● владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); ● свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; ● соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; ● соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; ● соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; ● осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ● осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; ● развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; ● удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; ● увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; ● использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: по фонетике и графике: определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать буквы и звуки, свободно пользоваться алфавитом; по орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; называть буквы алфавита; употребительные слова изученных частях речи, в том числе термины русского языка; по лексике: толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем; по словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различие в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов; по морфологии: различать части речи; знать и указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения; по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о-ѐ после шипящих в корне, чередующихся а-о, е-и в корнях типа -раст- - -рос-, -лаг- - -лож--мер- - - мир-; -тер- - -тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т.д.), приставки на з и с (раз- рас-; из- - ис- и др.); знать смешиваемые на письме безударные окончания сущ., прил. и глаг., обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъ и ь после шипящих в конце сущ. и глаголов, не с глаголами. по синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов. по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами а, и, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже; пользоваться разными видами лингвистических словарей. Основные умения по разделу «Речь». Чтение. Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля. Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему, основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи – описание предмета, повествование, рассуждение. Определять стиль (разговорный, художественный, деловой); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля. Воспроизведение текста. Подробно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение; сохранять их строение (типы речи и стиль). Сжато пересказывать (устно и письменно) тексты такого же строения. Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания; развивать мысли в пределах абзаца с помощью зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения (описание предмета или животного, повествование и рассуждение на темы из жизни учащихся). Составлять деловые инструкции, объявления. Совершенствование текста. Находить и исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении. Аннотация к рабочей программе дисциплины «Литература» 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Дисциплина «Литература» включена в базовую часть гуманитарного цикла. Курс литературы в школе основан на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций классической литературы, а также формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. 2. Цель изучения дисциплины Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретиколитературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; 3. Структура дисциплины 5 класс Введение. Устное народное творчество. Из древнерусской литературы Из литературы XVIII век Из русской литературы XIX века Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Из русской литературы XX века Поэты о Великой Отечественной войне Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе Писатели улыбаются Из зарубежной литературы 7 класс Литература как искусство слова. Устное народное творчество. Древнерусская литература. Литература 18 века. Литература 1-ой половины 19 века. Литература 2-ой половины 19 века. Литература 20 века Зарубежная литература 4. Основные образовательные технологии В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстративного обучения и т.д. 5. Требования к результатам освоения дисциплины В результате изучения литературы ученик основной школы должен знать: содержание изучению; литературных произведений, подлежащих наизусть стихотворные тексты и фрагменты подлежащих обязательному изучению (по выбору); обязательному прозаических текстов, основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; основные теоретико-литературные понятия. Уметь: работать с книгой определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; 6. Общая трудоемкость дисциплины 5, 7 классы – 68 часов в год (2 часа в неделю). 7. Формы контроля Устный и письменный опрос. Контрольные работы (тесты с вариантом выбора ответа, тесты с краткой записью ответа). Аннотация к рабочей программе дисциплины «Литература. 8 - 9 класс» 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Рабочая программа по литературе для 8 - 9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» 2. Цель изучения дисциплины -приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы Структура дисциплины 8 класс Устное народное творчество Древнерусская литература Литература XVIII в Литература XIX в Литература XX в Зарубежная литература 9 класс Древнерусская литература Литература XVIII в Литература XIX в Литература XX в Зарубежная литература 4. Основные образовательные технологии Информационно-коммуникативные технологии Технология концентрированного обучения Технология проблемного обучения Технология дифференцированного обучения Вузовские технологии обучения в школе (уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты) Технологии личностно -ориентированного образования (игровые технологии, метод проектов и др.) 5. Требования к результатам освоения дисциплины знать содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей; основные теоретико-литературные понятия; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать литературное произведение; анализировать эпизод литературного произведения; выявлять авторскую позицию; определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению 6. Общая трудоемкость дисциплины 9 класс - 102 часа в год (3 часа в неделю); 8 класс — 68 часов в год (2 часа в неделю). 7. Формы контроля Выразительное чтение наизусть, устный пересказ, реферат, сообщение, доклад, контрольные и самостоятельные работы, тест, сочинение. Аннотация к рабочим программам дисциплин « Алгебра. Геометрия.» 8 класс 1. Место дисциплин в структуре основной образовательной программы. Дисциплины « Алгебра. Геометрия.» включены в базовую часть естественно - научного цикла школьного курса. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплин относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения математики (алгебры, геометрии) в средней общеобразовательной школе. Дисциплины « Алгебра. Геометрия» является основой для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности. 2. Цель изучения дисциплин овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни; формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса. 3. Основные образовательные технологии В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстративного обучения и т.д. 4. Требования к результатам освоения дисциплин класс (Алгебра): уметь осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, уметь решать уравнения с одним неизвестным, сводящиеся к линейным, уметь выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями уметь выполнять основные действия с многочленами, уметь выполнять разложение многочленов на множители, знать формулы сокращенного умножения, уметь выполнять основные действия с алгебраическими дробями, уметь строить график линейной функции, уметь решать системы двух линейных уравнений, уметь решать текстовые задачи алгебраическим методом. класс (геометрия): уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира, уметь распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, уметь изображать геометрические фигуры, уметь выполнять чертежи по условию задач, уметь доказывать теоремы о параллельности прямых с использованием соответствующих признаков, уметь вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), знать и уметь доказывать теоремы о сумме углов треугольника и ее следствия, знать некоторые свойства и признаки прямоугольных треугольников, уметь решать задачи на построение. 5. Общая трудоемкость дисциплины Алгебра: 4 ч (136 ч в год) Геометрия: 2 ч (68 ч в год) 6. Формы контроля Промежуточная аттестация: 1, 2, 3, 4 четверти и год. Контрольные, диагностические работы, тестирование, зачеты. Аннотация к рабочим программам дисциплин «Математика. Алгебра. Геометрия » 1. Место дисциплин в структуре основной образовательной программы. Дисциплины «Математика. Алгебра. Геометрия. » включены в базовую часть естественно - научного цикла школьного курса. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплин относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения математики в основной общеобразовательной школе. Дисциплина «Математика. Алгебра. Геометрия. » является основой для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности. 2. Цель изучения дисциплин овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни; формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса. 3. Основные образовательные технологии В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстративного обучения и т.д. 4. Требования к результатам освоения дисциплин класс (математика): выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, выполнять простейшие вычисления с помощью микрокалькулятора, решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций, составлять алгебраические модели реальных ситуаций и выполнять простейшие преобразования буквенных выражений, решать уравнения методом отыскания неизвестного компонента действия (простейшие случаи), строить дерево вариантов в простейших случаях, использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях, определять длину отрезка, величину угла, вычислять периметр и площадь прямоугольника, треугольника, объем куба и прямоугольного параллелепипеда. класс (Алгебра): уметь осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, уметь решать уравнения с одним неизвестным, сводящиеся к линейным, уметь выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями уметь выполнять основные действия с многочленами, уметь выполнять разложение многочленов на множители, знать формулы сокращенного умножения, уметь выполнять основные действия с алгебраическими дробями, уметь строить график линейной функции, уметь решать системы двух линейных уравнений, уметь решать текстовые задачи алгебраическим методом. класс (геометрия): уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира, уметь распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, уметь изображать геометрические фигуры, уметь выполнять чертежи по условию задач, уметь доказывать теоремы о параллельности прямых с использованием соответствующих признаков, уметь вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), знать и уметь доказывать теоремы о сумме углов треугольника и ее следствия, знать некоторые свойства и признаки прямоугольных треугольников, уметь решать задачи на построение. класс (алгебра): арифметические действия с рациональными числами, преобразования многочленов, алгебраических дробей, свойства степени с натуральным показателем, прогрессии, уравнение с одной переменной, системы уравнений, неравенства с одной переменной и их системы, функции: у = kx, y=kx+b, , y= x2, y= x3, у= хn, y=ax2+bx+c, их свойства и графики. класс (геометрия): начальные понятия и теоремы геометрии, треугольник, его свойства, равенство и подобие треугольников, решение треугольника, четырехугольники и многоугольники, окружность и круг, измерение геометрических величин, векторы. класс (геометрия): уметь решать простые задачи по всем изученным темам, выполняя стереометрический чертеж, уметь описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, уметь анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве, уметь изображать основные многоугольники; выполнять чертежи по условию задач, уметь строить простейшие сечения куба , призмы, пирамиды, уметь решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей), уметь использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы. 5. Общая трудоемкость дисциплины Математика: 5 ч (170 ч. в год) Алгебра: 4 ч (136 ч в год) Геометрия: 2 ч (68 ч в год) 6. Формы контроля Промежуточная аттестация: 1, 2, 3, 4 четверти и год, экзамен в формате ГИА – 9 класс. Контрольные, диагностические работы, тестирование, зачет. Аннотация к рабочей программе дисциплины «История древнего мира». 5 класс Дисциплина «История древнего мира» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Курс истории древнего мира является составной частью курса истории и формирует у учащихся базовые знания об исторической науке и древнейшей истории человечества. Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю). Он прослеживает процесс исторического развития от зарождения первобытного общества до падения Римской империи. В процессе курса изучения курса формируются представления об исторической хронологии, основных цивилизациях древнего мира и закономерностях их развития. Особое внимание уделяется формированию идей и культурных ценностей, знание которых продолжает оставаться актуальным в современном мире (демократия, гражданское общество, гуманизм, патриотизм). В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии объяснительно-иллюстративного обучения и т.д. Активно используются авторские презентации и работа с интерактивной доской. Требования к знаниям и умениям учащихся: знание хронологии исторических событий; понимание закономерностей общественного развития; умение работать с историко-географическими картами; умение работать с презентациями по заданной тематике с использованием интерактивной доски; умение выстроить самостоятельный рассказ по изучаемой тематике; умение анализировать адаптированные для изучения в школе тексты исторических источников. Формы контроля: самостоятельные работы по итогам пройденных разделов, итоговая контрольная работа в конце учебного года. Аннотация к рабочей программе дисциплины «Обществознание» 8 класс Рабочая программа составлена на основании: Образовательный обществознанию. стандарт основного общего образования по Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, и др. Введение в обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы. М., 2008. Курс “Обществознание” для основной школы интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную педагогически обоснованную систему. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и изучается в 8 классе. Целями изучения курса являются развитие познавательных интересов учеников, их критического мышления, обеспечивающего объективное восприятие социальной информации и определение собственной позиции; нравственной и правовой культуры, способностей к самореализации, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, освоение системы необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры. При изучении курса используется учебник “Введение в обществознание. Учебник для 8-9 классов” под ред. Л.Н. Боголюбова (М., 2009). В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии объяснительно-иллюстративного обучения и т.д. Активно используется работа с интерактивной доской. Требования к знаниям и умениям учащихся: Знание обществоведческой терминологии и умение использовать её в рассуждениях на общественно-политическую и экономическую проблематику; Понимание закономерностей социально-экономического и политического развития общества; Умение выстраивать рассуждения на заданную общественно-политическую тематику в устной и в письменной форме (написание эссе). Формы контроля: самостоятельные работы по итогам пройденных тем; решение тестовых заданий ГИА по КИМ ФИПИ; итоговая контрольная работа в конце учебного года. Аннотация к рабочей программе дисциплины «Обществознание» 9 класс Рабочая программа составлена на основании: Образовательный обществознанию. стандарт основного общего образования по Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, и др. Введение в обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы. М., 2008. Курс “Обществознание” для основной школы интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную педагогически обоснованную систему. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и изучается в 9 классе. Целями изучения курса являются развитие познавательных интересов учеников, их критического мышления, обеспечивающего объективное восприятие социальной информации и определение собственной позиции; нравственной и правовой культуры, способностей к самореализации, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, освоение системы необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры. При изучении курса используется учебник “Введение в обществознание. Учебник для 8-9 классов” под ред. Л.Н. Боголюбова (М., 2009). В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии объяснительно-иллюстративного обучения и т.д. Активно используется работа с интерактивной доской. Требования к знаниям и умениям учащихся: Знание обществоведческой терминологии и умение использовать её в рассуждениях на общественно-политическую и экономическую проблематику; Понимание закономерностей социально-экономического и политического развития общества; Умение решать тестовые задания по изучаемой тематике и рассуждения в устной форме на заданную тематику выстраивать Формы контроля: самостоятельные работы по пройденным темам; решение тестовых заданий ГИА по КИМ ФИПИ; Аннотация к рабочей программе дисциплины «Биология» для 5 класса Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Цели изучения предмета Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека; овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач; воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи. Место предмета в базисном учебном плане Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Формы деятельности учащихся: практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды; развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научнопопулярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др. Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов). Аннотация к рабочей программе дисциплины «Химия» для 8 класса Изучение химии в 8 классе направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Общая характеристика учебного предмета В курсе 8 класса учащиеся знакомятся с первоначальными понятиями: атом, молекула, простое и сложное вещество, физические и химические явления, валентность; закладываются простейшие навыки в написании знаков химических элементов, химических формул простых и сложных веществ, составлении несложных уравнений химических реакций; даются понятия о химических законах: атомно – молекулярном учении, законе постоянства состава, законе сохранения массы вещества; на примере кислорода и водорода углубляются сведения об элементе и веществе. Учащиеся изучают классификацию простых и сложных веществ, свойства воды, оксидов, кислот, оснований, солей; Изучаются структура периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, периодический закон, виды химической связи. Рабочая программа рассчитана на 70 часов в VIII классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 5 часов, практических работ - 5 часов. Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля. Промежуточная и итоговая аттестация проводится в форме теста. При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения химии в 8 классе учащиеся должны знать/понимать важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы. уметь называть, определять, характеризовать вещества, объяснять явления и свойства, выполнять химический эксперимент использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Аннотация к рабочей программе дисциплины «Химия» для 9 класса В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно – восстановительные реакции, некоторые вопросы общей химии (закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме «Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии (закон Авогадро), отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчетных задач. Фактологическая часть программы включает первоначальные сведения об органических веществах. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в 9 классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 5 часов, практических работ - 7 часов. Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля. Промежуточная аттестация и контрольные работы проводятся в форме теста. При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм. В результате изучения химии в 9 классе ученик должен знать / понимать важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; уметь объяснять: сущность реакций ионного обмена; характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ; определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена; составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций; Аннотация к рабочей программе дисциплины «Биология» для 7 класса Обучение биологии в 7 классе проводится на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Латюшин, В.А. Шапкин, рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю), практическая часть программы: 8 лабораторных работ, система контроля знаний и умений учащихся: 8 проверочных работ и 6 уроков контроля знаний. Изучение биологии направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях овладения умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни. Задачи раздела «Животные» ( 7 класс ) обучения: 1. создать условия для формирования у учащихся предметной и учебноисследовательской компетентностей 2. обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике животных в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через лабораторные работы, экскурсии и видеоуроки особое внимание уделить развитию у семиклассников нформационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе), составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков и развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер, продолжить развитие внимания, памяти, особое внимание обратить на развитие мышления (способности производить анализ и синтез), развивать стремление добиваться особых успехов, продолжить формирование положительного отношения к учёбе через учебный материал уроков воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей (особое внимание обратить на воспитание у семиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллективе) через учебный материал уроков, экскурсии, использование КСО. Аннотация к рабочей программе дисциплины «Биология» для 8 класса Обучение биологии в 8 классе проводится на основе программы авторского коллектива под Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Дрофа; М,2009рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю). В том числе: 9 лабораторных работ, 10 письменных проверочных работ и 5 уроков – зачетов. Изучение биологии направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей воспитание позитивного ценностного отношения собственной жизни, культуры поведения в природе к живой природе, использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни Задачи раздела «Человек» ( 8 класс ) обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебноисследовательской компетентностей: обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость через учебный материал уроков. Аннотация к рабочей программе дисциплины «Биология» для 9 класса Образовательная программа по биологии 9 класса составлена на основе программы авторского коллектива под руководством А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, Дрофа; М- 2009., рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю) Изучение биологии направлено на достижение cледующих целей: ● освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях ● овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты ● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей ● воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе ● использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни учащиеся должны знать общие свойства живого многообразие форм жизни уровни организации живой природы основные положения клеточной теории химическая организация клетки: строение и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ формы размножения организмов: бесполое и половое способы деления клеток диплоидный и гаплоидный набор хромосом биологическое значение митоза и мейоза учащиеся должны уметь объяснять значение биологических знаний для современного человека давать характеристику уровням организации живой природы пользоваться цитологической терминологией объяснять роль химических веществ в жизни клетки пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты характеризовать методы и законы наследственности решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание Перечень Зачетов Зачет №1 Основы учения о клетке. Зачет №2 Размножение и индивидуальное развитие организмов Зачет №3 Основы наследственности и изменчивости Зачет №4 Учение об эволюции Зачет №5 Происхождение человека Аннотация к рабочей программе дисциплины «Физика» Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Дисциплина «Физика» включена в базовую часть ООП. К требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Физика», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения физики в средней общеобразовательной школе. Дисциплина «Физика» является самостоятельной дисциплиной. 2. Цель изучения дисциплины Целью курса является усвоение учащимися информации по основным разделам физики, овладение теоретическими и экспериментальными методами решения физических задач, овладение знаниями об основных понятиях, экспериментальных фактах, законах, теориях и их практическом применении, формирование современной физической картины мира как части естественнонаучной, выработка у учащихся навыков самостоятельной учебной деятельности. 3. Структура дисциплины Механика. Молекулярная физика. Электричество и магнетизм. Оптика. Квантовая физика. 4. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих учебных и общекультурных компетенций: способностью использовать в учебной и познавательной деятельности базовые знания в области математики, физики и других естественных наук, способностью применять на практике базовые учебные навыки. В результате изучения дисциплины у учащихся должны быть сформированы ● следующие знания, умения и навыки: знание физических законов и явлений; умение объяснять физические явления; навыки рациональной записи условий задачи; умение раскрывать физический смысл задачи и вводить упрощающие условия; умение решать физические задачи разными способами; навыки проведения анализа, исследования и оценки полученных в процессе решения задачи результатов. 5. Формы контроля Лабораторные работы. Тесты. Контрольные работы. Аннотация к рабочей программе дисциплины «География» 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Дисциплина «География» включена в базовую часть ООП. К требованиям, необходимым для изучения дисциплины «География», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения географии в средней общеобразовательной школе. Дисциплина «География» является самостоятельной дисциплиной. 2. Задачи изучения дисциплины -освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; - овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для освоения и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; - воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде; - использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации; - нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденции их возможного развития; - понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения. В результате освоения дисциплины учащийся должен: уметь: - определять и сравнивать по источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; - оценивать и объяснить ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; - применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; - составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; - сопостовлять географические карты различной тематики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни знать: - основные географические понятия и термины; традиционые и новые методы географических исследований; - особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; - географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социальноэкономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества; - особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда. 3. Формы контроля Практические работы. Тесты. Контрольные работы. Аннотация к рабочей программе дисциплины «Информатика и ИКТ» 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Дисциплина «Информатика и ИКТ» включена в базовую часть технического цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Информатики и ИКТ», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения Информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе. Дисциплина «Информатика и ИКТ» является основой для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности. Дисциплина «Информатика и ИКТ» является самостоятельной дисциплиной. 2. Цель изучения дисциплины Целью изучения дисциплины является практическое и теоретическое владение информационно-коммуникационными технологиями. 3. Структура дисциплины Информатика для общих целей. Информатика для профессиональных целей. 4. Основные образовательные технологии В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстративного обучения и т.д. 5. Требования к результатам освоения дисциплины освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Обучение информатике в основной общеобразовательной школе организовано «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий, затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. В базовом уровне основной школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную будущую профилизацию обучения. 6. Общая трудоемкость дисциплины 68 академических часов 7. Формы контроля Промежуточная аттестация: зачет – 1, 2, 3 четверть, итоговая контрольная работа - год. Практические и лабораторные работы. Аннотация к рабочей программе дисциплины «Музыка» Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модуле Искусство. Дисциплина «Музыка» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Музыка», относятся знания, сформированные в процессе изучения предмета «Музыка» в школе. Предмет «Музыка» является самостоятельной дисциплиной. Цель изучения дисциплины. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, как и другие предметы, призван формировать у ребенка художественную картину мира, способствует формированию духовно-нравственного, эмоционально-ценностного отношения учащихся к разнообразным явлениям музыкальной культуры, воспитывает художественный вкус и становиться основой организации художественно-эстетического пространства в школе и дома, досуговой деятельности, продуктивного художественного общения. Структура дисциплины. Понимание и значений функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни, интерес к музыке и музыкальной деятельности. Привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями. Расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины, воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов. Составление домашней фонотеки, мотивированное художественно-познавательной деятельностью, знание музыки, сведений о музыке и музыкантах. Основные образовательные технологии. В процессе изучения используются как традиционные, так и инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого, объяснительноиллюстративного обучения и т.д. Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих навыков: -Поиск и использование в практической деятельности информации о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах; -Познание разнообразных явлений окружающей действительности, мира человеческих отношений, музыкальной культуры, обычаев и традиций своего региона, России, мира в процессе эмоционально-осознанного восприятия жизненного восприятия музыкальных сочинений; -Участие в проектной внеурочной деятельности; -Владение навыками осознанного высказывания в процессе размышления о музыке; -Выполнение мониторингов, участие в групповых заданиях; -Владение формами рефлексивной оценки восприятие и исполнение произведений разных жанров, стилей, эпох; -Понимание музыки; знаково-символических средств воплощения содержания Общая трудоемкость дисциплины 34 учебных часов в году; Формы контроля Мониторинги Аннотация к рабочей программе дисциплины «Изобразительное искусство». 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Дисциплина «Изобразительное искусство» включена в базовую часть школьного курса. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе. Дисциплина «Изобразительное искусство» является основой для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности в области художественной культуры. 2. Цель изучения дисциплины Формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох; интеллектуальное развитие учащихся, формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной; формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве; формирование художественно-творческой активности учащихся. 3. Основные образовательные технологии В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстративного обучения и т.д. 4. Требования к результатам освоения дисциплин класс (изобразительное искусство и художественный труд): выражать свои мысли в устной речи о роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, знать о древних корнях народного искусства и народных промыслах, изображать в плоскости и в объеме, выполнять работы декоративные и конструктивные , активно участвовать в создании коллективных панно, создавать самостоятельные декоративные работы, применяя различные материалы (краски, мелки, фломастеры, пластилин, бумага и др.). класс (Изобразительное искусство и художественный труд): уметь осуществлять художественные замыслы, искать средства и пути их воплощения, создавать художественный образ в материале, работать в историческом жанре и над тематическими картинами, владеть конструктивными и декоративными навыками, уметь осуществлять поисковую работу по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам, владеть различными техниками (рисунок, живопись, графика, лепка, бумажная пластика и др.). класс (изобразительное искусство с элементами графики): ): хорошо владеть приемами графических изображений, выполнять эскизы и технические рисунки геометрических тел, применять пространственное мышление при выполнении заданий, выполнять чертежи плоских фигур и объемных тел, решать простые задачи по проецированию, владеть приемами бумажной пластики, читать чертежи. 5. Общая трудоемкость дисциплины Изобразительное искусство:1час (34 часа в год). 6. Формы контроля Диагностические работы, конкурсы и выставки, обсуждение работ в классе; четвертные оценки. Аннотация к рабочей программе дисциплины «Физическая культура» 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. .Для освоения дисциплины «Физическая культура» используются знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Физическая культура» на предыдущем уровне образования, а также в результате освоения дисциплин ООП: «Легкая атлетика», «Мини-футбол», «Волейбол», «Баскетбол», «Подвижные игры», «Спортивные лыжи», «Основы спортивно-оздоровительного туризма». Знания и умения, сформированные в результате освоения дисциплины, потребуются при изучении дисциплин «Мониторинг физического состояния человека», «Атлетическая гимнастика», «Самооборона». 2. Цель изучения дисциплины Целью дисциплины является формирование систематизированных знаний в области физической культуры и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. 3. Структура дисциплины Основы теоретических знаний в области физической культуры. Методические знания и методико-практические умения. Учебнотренировочные занятия. Соревнования 4. Основные образовательные технологии В ходе изучения дисциплины используются как традиционные (практические, контрольные занятия), так и интерактивные формы проведения занятий (тренинги, соревнования, проектные методики и др.). 5. Требования к результатам освоения дисциплины Данная дисциплина способствует общекультурных компетенций: формированию следующих -на содействие гармоническому развитию личности, укреплению здоровья учащихся, закреплению навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни; -обучение основам базовых видов двигательных действий; - формирование знаний о личной гигиене, режиме дня. влияние физических упражнений на здоровье , работоспособность. - углублённое представление об основах видов спорта: - приобщение к регулярным занятиям спорта. В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать: - основы здорового образа жизни; - основы самостоятельных занятий физическими упражнениями; - основы методик развития физических качеств; - основные методы оценки физического состояния; - методы регулирования психоэмоционального состояния; - средства и методы мышечной релаксации. уметь: - осуществлять самоконтроль психофизического состояния организма; - контролировать и регулировать величину физической нагрузки самостоятельных занятий физическими упражнениями; составлять индивидуальные программы физического самосовершенствования различной направленности; - проводить общеразвивающие физические упражнения и подвижные игры; владеть: - основными жизненно важными двигательными действиями; - навыками использования физических упражнений с целью сохранения и укрепления здоровья, физического самосовершенствования. 6. Общая трудоемкость дисциплины 3 часа в неделю (102 академических часов). 7. Формы контроля Промежуточная аттестация –зачет, четверть, полугодие, год.