Аннотации к рабочим программам учебных дисциплин в начальной школе по УМК «Планета знаний» 1 класс МАТЕМАТИКА Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, примерной программы и на основе программы УМК «Планета знаний». Программа направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями можно сформулировать три группы з а д а ч , решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей. Учебные: формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления; формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий; формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применение этих навыков при решении практических задач (при измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач). Развивающие: развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления; развитие логического мышления - основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам; формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач. Общеучебные: знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации; формирование на доступном уровне умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма); формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности; формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки. Сформулированные задачи достаточно сложны и объемны. Их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах. Это обусловливает концентрический принцип построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения. Место предмета в учебном плане Предмет преподается на базовом уровне, 132 ч (4 ч в неделю). Соблюдается преемственность в преподавании с 1 по 4 класс. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. № АВТОРЫ НАЗВАНИЕ ГОД ИЗДАТЕЛЬСТВО ИЗДАНИЯ 1 М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. «Математика» 1 класс. Учебник. В 2 ч. 2012г. «Астрель», М. 2 М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Рабочие тетради № 1, № 2. 2012г. «Астрель», М. 3 М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Обучение в 1 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. 2012г. «Астрель», М. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». 2010г. Астрель», М. 4 5 М. Г. Нефёдова. Дидактические игры по математике(разрезные материалы) 2012г. Астрель», М. 6 М. Г. Нефёдова Математика. Контрольные и диагностические работы 2012г. Астрель», М. Русский язык Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели: познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников; социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс. Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе: 1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»; 2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка; 3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; 4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа. Место предмета в учебном плане Предмет преподается на базовом (профильном) уровне, 5 часов в неделю. Соблюдаются интегративные линии с предметами литературное чтение, окружающий мир. Способствует развитию речь, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, позволяет осознать себя носителем языка, обогащает словарь, развивает чувство языка, расширяет грамматический строй речи, приобщает учащихся к традициям русского народа, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. № АВТОРЫ НАЗВАНИЕ ГОД ИЗДАТЕЛЬСТВО ИЗДАНИЯ 1 Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. «Русский язык» 1 класс учебник 2012г. «Астрель», М. 2 Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику «Русский язык. 1 класс» 2012г. «Астрель», М. 3 Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина Обучение в 1 классе по учебнику «Русский язык». 2010г. «Астрель», М. 4 Нефедова Е.А. Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для 1 класса четырехлетней и 3 класса трехлетней начальной школы 2011г. Грамматические таблицы 5 АСТ Премьера Астрель ВКТ «Просвещение» Литературное чтение Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми. Комплексное воздействие на все стороны личности человека оказывает художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе. Содержание и построение курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения. Основные з а д а ч и курса литературного чтения: формирование потребности чтения художественной литературы; развитие навыков чтения вслух и «про себя»; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст; «развитие устной и письменной речи; формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни; развитие воображения, творческих способностей ребенка; формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки; формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству; Место предмета в учебном плане Предмет преподается на базовом уровне, 4 часа в неделю, по учебному плану 40 часов. Соблюдается преемственность в преподавании с 1 по 4 класс. Соблюдаются интегративные линии с предметами русский язык, окружающий мир изобразительное искусство. Материально-техническое обеспечение Программа обеспечивается следующим комплектом учебных и методических пособий. № АВТОРЫ НАЗВАНИЕ ГОД ИЗДАНИЯ ИЗДАТЕЛЬ СТВО 1. Э. Э. Кац Программы общеобразовательных 2012г. учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». Программа курса «Литературное чтение» М.: ACT, «Астрель 2 Э. Э. Кац Литературное чтение. 1 класс. Учебник 2012г. М.: ACT, «Астрель 3. Э. Э. Кац Литературное чтение. 2 класс. Рабочие тетради № 1. 2012г. М.: ACT, «Астрель 4. Г. Г. Ивченкова, Обучение во 1 классе по учебникам И. В. Потапов, . «Окружающий мир», «Литературное Э. Э.Кац. чтение». Методическое пособие. 2012г. М.: ACT, «Астрель Окружающий мир Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. Задачи курса: формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии; систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире; знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.); социализация ребёнка; развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.); воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности; формирование самостоятельной познавательной деятельности; развитие мышления, воображения и творческих способностей; формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.); формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно- следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их; формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава); формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях); формирование основ экологической культуры; патриотическое и духовнонравственное воспитание учащихся. Место предмета в учебном плане Предмет преподается на базовом (профильном) уровне, 2 часа в неделю, программа рассчитана на 66 часов. Соблюдается преемственность в преподавании (с 1 по 4 класс). Соблюдаются интегративные линии (с предметами «Математика», «Литературное чтение»). ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ экскурсии Экскурсия «Твоя школа» Экскурсия «Во дворе школы» Экскурсия «Вот и лето прошло» проекты Внеклассная деятельность учащихся Проект по теме «Школа» Внеклассная деятельность учащихся Проект по теме «Одежда» Внеклассная деятельность учащихся Проект по теме «Растения» Экскурсия «Дорога в школу» Экскурсия «Осень» Экскурсия «Зима» Экскурсия в природу «Весна» Материально-техническое обеспечение Программа обеспечивается следующим комплектом учебных и методических пособий. № АВТОРЫ НАЗВАНИЕ ГОД ИЗДАНИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВО 1 Г. Г. Ивченкова, И. Г. Г.Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий 2012г. В. Потапов. мир. 1 класс. Учебник. «Астрель», М. 2 Г. Г. Ивченкова, И. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 2012г. В. Потапов. 1, № 2. «Астрель», М. 3 Г. Г. Ивченкова, И. Окружающий мир. 1 класс Методическое В. Потапов. пособие. 2012г. «Астрель», М. 4 Г. Г. Ивченкова, И. Программы общеобразовательных В. Потапов. учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». Программа курса «Окружающий мир» 2012г. «Астрель», М. Технология Предмет «Технология » изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной характерной особенностью этого учебного предмета, способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет формировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к трудовой деятельности как духовному опыту поколений, овладение способами трудовой деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка. Цели: развитие творческого потенциала личности ребёнка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида; формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни; овладение знаниями о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о традициях и героическом наследии русского народа, первоначальными представлениями о мире профессий; воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности. Задачи знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства; освоение технологических приёмов (знакомство с инструментами и материалами, а также – техника безопасности при работе с ними); формирование у детей определённых знаний, умений и навыков по каждой предложенной теме. формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации; развитие интересов ребёнка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с историей возникновения и использования предметов быта и домашней утвари; формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребёнка; пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность; формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну. развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать; развитие речи, памяти, внимания, сообразительность, воображение, фантазию, творчество при работе с различными материалами. развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентировка в пространстве и т.д.; развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка, и т.д.; развитие коммуникативной культуры ребёнка. Место предмета в учебном плане Предмет преподается на базовом (профильном) уровне, 1 час в неделю, программа рассчитана на 33 часа в год. Соблюдается преемственность в преподавании (с 1 по 4 класс). Соблюдаются интегративные линии с предметами изобразительное искусство, музыка. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. № АВТОРЫ НАЗВАНИЕ ГОД ИЗДАНИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВО 1 О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Технология» 1 класс 2012г. «Астрель», М. 2 О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Технология» 1 класс рабочая 2012г. тетрадь «Астрель», М. Изобразительное искусство Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям: Общеучебные На уроках изобразительного искусства формируются умения: воспринимать окружающий мир и произведения искусства; выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения; объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа; решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении; создавать творческие работы на основе собственного замысла; умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат. Предметно-ориентированные В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели: -развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; -освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; - о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка; -овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; -воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; - нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому многонациональной культуре. Место предмета в учебном плане Предмет преподается на базовом уровне, 1 час в неделю, программа рассчитана на 33 часа. Соблюдается преемственность в преподавании с 1 по 4 класс. Соблюдаются интегративные линии с предметами литературное чтение, окружающий мир, музыка. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. № АВТОРЫ НАЗВАНИЕ ГОД ИЗДАТЕЛЬСТВО ИЗДАНИЯ 1 Н.М. Сокольникова Изобразительное искусство 2012г. «Астрель», М. 2 Н.М. Сокольникова Изобразительное искусство, рабочая тетрадь. 1 класс 2012г. «Астрель», М. 2 класс МАТЕМАТИКА Курс направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей. Учебные: — формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления; — формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий; — формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач). Развивающие: — развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников; — развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам; — формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач. Общеучебные: — знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации; — формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма); — формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности; — формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки. Сформулированные задачи достаточно сложны и объёмны. Их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах. Это обусловливает концентрический принцип построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения. Место и роль учебного курса Предмет преподается на базовом (профильном) уровне, 4 часа в неделю, по учебному плану 136 часов в год. Соблюдается преемственность в преподавании (с 1 по 4 класс). Соблюдаются интегративные линии (с предметом : «Окружающий мир»). Материально-техническое обеспечение . ГОД № АВТОРЫ НАЗВАНИЕ ИЗДАНИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВО 1. М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 2 класс. Учебник. В 2 ч. 2012 М., АСТ, Астрель 2. М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова Рабочие тетради 2012 М., АСТ, Астрель 3. Программы 2010 общеобразовательных 2011г. учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель Интернет - ресурсы: www.ege.edu.ru, www.fipi.ru, , http://school-collection.edu.ru ), http:/www.donobr.ru/ ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (КОМПАКТ-ДИСКИ) УРОКИ МАТЕМАТИКИ 1-4 КЛАСС С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ М.А.СМИРНОВА Методическая литература ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И МАТЕМАТИКЕ 1-4 КЛАСС МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРОВЕРОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ. РУДНИЦКАЯ ВН, ЮДАЧЕВА ТВ Русский язык Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели: познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников; социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс. Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе: 1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»; 2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка; 3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; 4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Место и роль предмета в учебном плане Предмет преподается на базовом (профильном) уровне, 5 часов в неделю, по учебному плану 170 часов в год. Соблюдается преемственность в преподавании (с 1 по 4 класс). Соблюдаются интегративные линии с предметами литературное чтение, окружающий мир. Материально-техническое обеспечение. Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для каждого класса, включающими учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя № АВТОРЫ НАЗВАНИЕ ГОД ИЗДАНИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВО 1. Л. Я. Желтовская. «Русский язык 2 2012 класс»учебник и рабочие тетради АСТ: Астрель 2. Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина Программа курса «Русский язык» 2010- 2011 АСТ: Астрель 3. Л.Я. Желтовская. Методическое пособие «Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской 2010 АСТ: Астрель Литературное чтение. Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми. Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе. Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах. Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса: — формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения; — формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями; — развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы; — формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству; — формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства; — развитие воображения, творческих способностей; — формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки; — обогащение представлений об окружающем мире. Место и роль учебного курса Предмет преподается на базовом уровне, 4 часа в неделю, по учебному плану 136 ч Соблюдается преемственность в преподавании с 1 по 4 класс. Соблюдаются интегративные линии с предметами русский язык , окружающий мир, изобразительное искусство. Материально-техническое обеспечение Программа обеспечивается следующим комплектом учебных и методических пособий. № АВТОРЫ 1. НАЗВАНИЕ ГОД ИЗДАТЕЛЬ ИЗДАНИЯ СТВО Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». 2010, М.: АСТ, «Астрель 2011г. 2 Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Учебник 2012 М.: АСТ, «Астрель 3. Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Рабочие тетради № 1. 2012 М.: АСТ, «Астрель 4 Г. Г. Ивченкова, Обучение во 2 классе по учебникам «Окружающий мир», «Литературное чтение». Методическое пособие. 2012 М.: АСТ, «Астрель И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Окружающий мир Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. Задачи курса: систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире; формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии; знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.); социализация ребёнка; развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.); воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности; формирование самостоятельной познавательной деятельности; развитие мышления, воображения и творческих способностей; формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.); формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их; формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава); формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях); формирование основ экологической культуры; патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся. Место и роль учебного курса Предмет преподается на базовом (профильном) уровне, 2 часа в неделю, программа рассчитана на 68 часов в год. Соблюдается преемственность в преподавании (с 1 по 4 класс). Соблюдаются интегративные линии (с предметами «Математика», «Литературное чтение»). Материально-техническое обеспечение Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя. № АВТОРЫ НАЗВАНИЕ ГОД ИЗДАНИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВО 1. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. 2012 М., АСТ «Астрель» 2. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. 2012 М., АСТ «Астрель» 3. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс Методическое 2010 пособие. М., АСТ «Астрель» Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М., АСТ «Астрель» 4. 2010. 2011 Технология. Рабочая программа по труду для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 2 класс, - М, АСТ Астрель 2011 г) с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка Задачи : Познавательные знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, с технологиями производства; освоение технологических приёмов, включающее знакомство с инструментами и материалами, техническими средствами, а также технику безопасности при работе с ними; формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных); ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития; овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, в компьютере, в сети Интернет; знакомство с миром информационных и компьютерных технологий, освоение простейших приёмов работы на компьютере с учётом техники безопасности. Развивающие: развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать, формировать предварительный план действий; развитие стремления к расширению кругозора и приобретению опыта самостоятельного познания, умения пользоваться справочной литературой и другими источниками информации; развитие речи, памяти, внимания; развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентирование в пространстве и т.д.; развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.; развитие коммуникативной культуры ребёнка; развитие пространственного мышления; развитие эстетических представлений и критериев на основе художественноконструкторской деятельности; развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач); развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; развитие эстетических представлений и критериев на основе художественноконструкторской деятельности. Воспитательные: формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации; развитие интересов ребёнка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с его культурными ценностями, с историей возникновения и использования предметов быта; формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребёнка; пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность; формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, живописи, архитектуре и дизайну; формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности; воспитание экономичного подхода к использованию различных материалов для творчества, природных ресурсов, пониманию проблем экологии окружающей среды. Место предмета в учебном плане В соответствии с образовательной программой учреждения, учебным планом школы на 2013/2014 учебный год на изучение курса «Технология» во 2 классе отведено 34 часа (из расчёта 1 учебного часа в неделю, 34 учебных недели). Предмет преподается на базовом уровне, 1час в неделю. Соблюдается преемственность в преподавании (с 1 по 4 класс). Соблюдаются интегративные линии (с предметами «Изобразительное искусство», «Музыка»). Материально-техническое обеспечение Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Технология. 2 класс. Учебник О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Технология. 2 класс. Рабочая тетрадь О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Обучение во 2 классе по учебнику «Технология». Изобразительное искусство Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 2 класс, - М, АСТ Астрель 2011 г) с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка. Задачи изучения изобразительного искусства: Познавательные сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства; сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства; обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки; обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства; обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля); обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности; обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создании художественного образа; обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме; Развивающие: развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру; развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности; развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности. Воспитательные: сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну; ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства; сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; Место предмета в учебном плане Предмет преподается на базовом уровне, 1час в неделю, программа рассчитана на 34 часа Изобразительное искусство является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративноприкладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий). Материально-техническое обеспечение Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя. Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель. Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель. Н.М. Сокольникова. Обучение во 2 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.