Описание основной образовательной программы Образовательная программа - это нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса. В законе «Об образовании в РФ» сказано: «Образовательная программа определяет содержание образования соответствующих уровней и их ступеней». (гл.З, ст.18, п.1) Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культурно-личностной адаптации к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессии, специальности», (ст. 18, п.2, гл.3). Запросы социума в отношении образовательных программ, реализуемых школой, в течение прошедших 5 лет практически не изменились. С 2004 года с целью оказания оптимальных условий для развития познавательных интересов обучающихся, удовлетворения запросов населения в образовательных услугах в школе функционирует профильный «Воркутауголь - класс». Основные цели и задачи профильного класса: предоставить наиболее способным и подготовленным обучающимся оптимальные условия для получения среднего (полного) общего образования; дать расширенную подготовку по физике и математике; создать условия для развития исследовательской деятельности обучающихся. Школа ведет серьезную работу, направленную на обеспечение профильного обучения. Направление деятельности школы подчинено целевым установкам организации учебно-воспитательного процесса. Модель социального заказа родителей и детей на образование описана в образовательной программе школы и реализована в учебном плане и научно-методическом обеспечении его выполнения через учебный материал. Достигнутые успехи в образовательном процессе удовлетворяют обучающихся, родителей и педагогический коллектив, соответствуют поставленным целям личностно-ориентированного образования. Школа предоставляет возможность получения образования на всех ступенях и уровнях обучения (I ступень – начальное общее, II ступень – основное общее, III ступень – среднее (полное) общее образование). В школе на I ступени образования (1-4 классы) обучение ведется по ФГОС НОО, где большое внимание уделяется развитию УУД обучающихся и их нравственному, эстетическому и физическому развитию. На этой ступени обучения начинается преподавание основного изучаемого иностранного языка. Школа II ступени работает над реализацией уровневой дифференциации в предметном обучении, чтобы развивать возможности и способности каждого обучающегося. С 1 сентября 2014 года в режим «Введение ФГОС ООО» включены 5 классы Школа III ступени – это ориентация обучающихся на профильное обучение (введено в 2004 году), выбор расширенного изучения предметов. Профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка в 8 – 9 классах, введены элективные курсы, факультативы, такие предметы как «Твоя будущая профессия», «Планирование профессиональной карьеры». В МБОУ Кашарской СОШ образовательная программа на 2014-2015 учебный год строится с учетом следующих принципов: - дифференциации и индивидуализации обучения; - демократизации управления; - гуманизации образовательного процесса. Такой подход позволяет сохранить преемственность в организации образовательного процесса, побуждает к творческой деятельности педагогический коллектив, создает условия для внедрения инновационных технологий, способствующих достижению обучающимися с различными возможностями не только федеральных и региональных стандартов, но и предметов, отражающих специфику нашего учебного заведения. Образовательная программа – это внутренний образовательный стандарт, который способствует реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества образования. Для педагогического коллектива образовательная программа определяет главное в содержании образования и способствует координации деятельности всех учителей. Образовательная программа регламентирует организацию всех видов деятельности обучающихся, их всестороннее образование. В образовательной программе обозначены цели, задачи и средства их реализации. Задачи урочной и внеурочной деятельности дифференцированы по возрастам. Через образовательную программу прослеживаются особенности образовательного учреждения по созданию образовательного пространства школы в соответствии с социальным заказом родителей обучающихся: Сохранение физического и психического здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе ; Повышение качества образования и воспитания (дифференцированный подход в обучении, развитие познавательных интересов; потребность в познании культурно-исторических ценностей; развитие творческой активности; использование современных образовательных технологий; Работа в инновационном режиме; Профильное обучение на третьей ступени образования; Создание условий для комплексной безопасности обучающихся; Работа по профессиональному самоопределению и социальной адаптации школьников; Формирование гражданско-патриотического сознания, формирование нравственной позиции. Образовательная программа является основанием для определения качества выполнения государственных стандартов. В связи с тем, что образовательная программа направлена на все субъекты образовательного процесса: обучающихся, учителей, родителей, то и создается она коллегиально. В разработке данного документа принимали участие администрация ОУ, Сове тшколы, обучающиеся. Образовательная программа состоит из 3 разделов: 1. Целевого раздела, включающего пояснительную записку, планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО., систему достижений планируемых результатов освоения ООП ООО, систему внутришкольного мониторинга образовательных достижений , итоговую оценку выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию. Цели, задачи и основные направления образовательной программы. В разделе сформулированы стратегическая цель образовательной программы, концептуальные положения образовательной политики школы и задачи, стоящие перед педагогическим коллективом. 2. Содержательный раздел . В разделе даны программы развития УУД на ступени основного общего образования, отдельных учебных предметов, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, программа коррекционной работы. 3. Организационный радел, включающий учебный план основного общего образования, систему условий реализации ООП ООО, характеристики педагогических кадров, учебно-материальной базы школы, рассмотрены психолого – педагогические условия, финансовое обеспечение, информационно – методические условия реализации ООП ООО. В разделе дана подробная характеристика учебного плана школы по ступеням образования и дополнительному образованию. Стратегическая цель программы: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей воспитанию нравственной, физически здоровой личности, постоянно стремящейся к приобретению и расширению знаний, ориентированной на социальную адаптацию в современных условиях жизни. Концептуальными положениями образовательной политики школы являются: 1) поиск путей для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования; 2) формирование общей культуры личности обучающихся на основе государственных стандартов содержания общеобразовательных программ; 3) создание условий для развития личности, её самореализации, самоопределения, адаптации к жизни в обществе; 4) воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, к окружающей природе, к семье, уважения к правам и свободам человека; 5) создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; 6) сохранение здоровья обучающихся. Перед педагогическим коллективом стоят следующие задачи: 1.Обеспечить выполнение государственных программ по всем предметам. 2.Продолжить работу по профильному обучению согласно учебному плану 3.Продолжить работу по подготовке обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ. 4.Продолжить внедрение проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс. 5.7. Совершенствовать уровень руководства и контроля, направленных на: Повышение уровня обученности и качества знаний; Обеспечить систематическую работу спедагогическими кадрами по повышению профессиональной компетентности, развитию творческой инициативы, внедрению инноваций в образовательный процесс; Сохранение контингента обучающихся; Осознанный выбор профессии; Совершенствование системы воспитательной работы, направленной на формирование духовно-нравственных ценностей и принципов толерантности; Сохранение и укрепление здоровья обучающихся; Использование наиболее эффективных форм методической работы; Улучшение материально-технической базы школы. 8. Шире использовать возможности школы и учреждений культуры для проведения внеурочной деятельности, организации досуга обучающихся, развития их творческих способностей. 9. Привлекать родителей и социальных партнёров в организации для укрепления материально – технической базы школы. Направления деятельности МБОУ Кашарской СОШ : - реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; - компетентностный подход в образовании, обеспечивающий вариативность и разноуровневость предлагаемых учебных программ и образовательных услуг; - предоставление возможности получения обучающимися широкого спектра дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг; - повышение качества образования за счет внедрения эффективных педагогических технологий, расширения спектра образовательных услуг, привлечения высококвалифицированных специалистов; - обеспечение высокого уровня социальной компетентности и образованности выпускников как результата традиционно высокого качества образования; - воспитание здорового образа жизни – программа «Здоровье»; - информатизация учебного процесса; - укрепление материально-технической базы. Программа определяет стратегию развития школы и действия по ее реализации в соответствии с миссией школы – обеспечением качественного и доступного образования в условиях комфортной образовательной среды и становления школы как профильной в системе воркутинского образования. Ожидаемый результат работы по программе - создание модели школы, объединяющей процессы обучения, воспитания, развития и оздоровления детей в единый образовательный процесс с одной общей целью и включение всех участников (детей, учителей, родителей, медработников, социальные службы) в одно образовательное пространство.