«Утверждаю» Директор МБОУ Кашарской СОШ ___________Д.И. Губарев Приказ № от 28.08.2018 г ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ «ОДНКНР» 1. Общие положения 1.1. Преподавание основ духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Кашарской средней общеобразовательной школе осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Конвенции о правах ребёнка», Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». 1.2. Настоящее Положение регулирует процесс преподавания учебного курса по основам духовно-нравственной культуры народов России (далее ОДНКНР). 1.3. Положение о преподавании учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России «ОДНКНР» разработано на основании: - Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». - Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВПП444632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). - Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 19.01.2018 года №08-96. - Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 1.4. Знакомство с основами духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР) соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учёта разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. 1.5. Курс, раскрывающий основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР), в соответствии с учебным планом МБОУ Кашарской СОШ, в части, формируемой участниками образовательных отношений, изучается в основной школе в количестве не менее 64 часов за 2 учебных года с последующим выставлением итоговой отметки в аттестат об основном общем образовании. 1.6. Изучение основ духовно - нравственной культуры предполагает дальнейшее развитие обучающихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. 2. Цель и задачи учебного курса ОДНКНР 2.1. Цель учебного курса «ОДНКНР» в рамках предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить обучающихся с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. 2.2. Задачи учебного курса ОДНКНР: ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ формировать нормы светской морали; дать представления о светской этике; познакомить обучающихся с основами культур; развивать представления о значении нравственных норм; обобщить знания о духовной культуре и морали; развивать способности к общению; формировать этическое самосознание; улучшать взаимоотношения детей и родителей; противодействовать суициду детей. 3. Система оценивания учебных достижений обучающихся в рамках изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» В результате изучения учебного курса ОДНКНР обучающиеся должны: ■ осознавать себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность); ■ развивать чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России; ■ знать важнейшие страницы священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России; ■ осознавать необходимость для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие; ■ развивать способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы; ■ уметь работать с различными источниками информации; ■ участвовать в диспутах. 3.1. Контроль и оценка знаний и умений обучающихся 3.1.1. Содержательный контроль и оценка знаний и умений обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми. 3.1.2. Для отслеживания уровня знаний и умений используются: итоговые и текущие проверочные и тестовые, творческие работы, проектная деятельность. Оценивание результатов по системе: «отлично» - «5», «хорошо» — «4», «удовлетворительно» - «3». 3.1.3. Тестовая работа включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть обучающимся в рамках данной учебной задачи. При использовании тестовой формы контроля руководствуются следующими критериями оценивания: «отлично» - «5», «хорошо» - «4» — если правильно выполнено 70%-90% или более, «удовлетворительно» - «3» — если правильно выполнено 50%-69%. В случае невыполнения теста с обучающимися проводится работа над ошибками, выполняется повторное тестирование. Результаты данной работы фиксируются в классном журнале. 3.1.4. Одной из форм работы - использование технологии портфолио. Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр. 3.1.5. Одним из способов оценивания учеником своей деятельности и учителем учебных результатов обучающихся является систематическое обращение к материалам рубрик учебника: обучающиеся под руководством учителя формулируют в начале урока его задачи и анализируют в конце урока достижение предполагаемых результатов. 3.1.6. Проектная деятельность предусматривает защиту проектов в ходе, которой каждый обучающийся в конце каждого полугодия должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен. Главным моментом в проектной деятельности является - защита проекта, которая оценивается учителем: «отлично» - «5», «хорошо» - «4» — за качественное выступление, которое включает объём, глубину знаний по выбранной теме, наглядность, умение отвечать на вопросы, культуру речи выступающего и чувство времени, «удовлетворительно» - «3», если предоставлена только проектная работа. В случае, если обучающийся не справился с работой — с обучающимися проводится работа над ошибками, выполняется повторная защита проекта. Динамика результативности усвоения курса обучающимися фиксируется учителем. 3.1.7. Фиксирование проведённых занятий учебного курса, посещаемости и оценивания обучающихся производится в классных журналах соответствующего класса. 3.1.8. По комплексному курсу составляется Рабочая программа. 4. Права и обязанности МБОУ Кашарской СОШ 4.1. Образовательная организация обязана создать условия для изучения обучающимися учебного курса ОДНКНР. 4.2. Образовательная организация обязана во время оказания образовательных услуг и осуществления воспитательной деятельности проявлять уважение к личности обучающегося, оберегать его от всех форм физического и психологического насилия, обеспечить условия укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей. 5. Работа с родителями 5.1. Привлечение родителей (законных представителей) к участию во внеклассных, внеурочных и внешкольных мероприятиях в рамках реализации курса ОДНКНР.