РАССМОТРЕН» Советом школы МБОУ Кашарской СОШ Протокол От 30.08. 2020г. №1 «Обсуждён и рекомендован к утверждению» педагогическим советом Протокол от 31.08.2020г. № 1 «УТВЕРЖДАЮ» Приказ от 31.08.2020 № 70 Директор МБОУ Кашарской СОШ ________ Д.И. Губарев План внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кашарской средней общеобразовательной школы Кашарского района Ростовской области на 2020-2021 учебный год сл. Кашары 2020 год 1. Пояснительная записка. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в МБОУ Кашарской СОШ используется план внеурочной деятельности – нормативный документ, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам (годам обучения). В своей деятельности МБОУ Кашарская СОШ ориентируется, прежде всего, на стратегические цели развития образования в Российской Федерации, на реализацию приоритетного национального проекта «Образование», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», направленной на модернизацию и развитие системы общего образования страны (Послание Федеральному Собранию Президента РФ Медведева Д. А. 5.11.2010 года). Организация внеурочной деятельности опирается на, следующие нормативные документы: 1. Федеральный закон Российской федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации". • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81). • Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от31.12.2015)"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" В ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507, от 31.12.2015 N 1576. • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра-зования" В ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577. • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017)"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" В ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613 • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» 2. Целевая направленность внеурочной деятельности. План подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся. План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Настоящий план внеурочной деятельности определяет направления внеурочной деятельности, формы организации, распределение часов, содержание занятий. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях школы ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования - безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Внеурочная деятельность, опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Целью внеурочной деятельности является создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Часы, отведённые на внеурочную деятельность, реализуются по выбору учащихся и родителей, но не более 10 часов в неделю на одного учащегося. Внеурочная деятельность в школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: • организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с родителями, педагогами, сверстниками, старшими детьми; • включение учащихся в разностороннюю деятельность; • формирование навыков позитивного коммуникативного общения; • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; • развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни; • создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время; • совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме клубов, секций, практикумов, экскурсий, заочных путешествий и др. Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в учреждении использована оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования). В этом случае координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебновспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства, содержательном и организационном единстве. Механизм конструирования оптимизационной модели: 1. Администрация школы проводит анализ ресурсного обеспечения (материально-технической базы, кадрового обеспечения, финансовоэкономического обеспечения (возможности использования внебюджетных средств, возможность осуществления платных дополнительных образовательных услуг) и определяет возможности для организации внеурочной деятельности. 2. Классный руководитель проводит анкетирование среди родителей (законных представителей) с целью: - получения информации о направлениях и еженедельной временной нагрузке обучающихся в объединениях, центрах, учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта (в том числе негосударственных); - знакомства родителей (законных представителей) с возможностями школы по организации внеурочной деятельности обучающихся (примерным планом внеурочной деятельности; программами кружков, секций, объединений; планируемыми результатами внеурочной деятельности обучающихся); - получения информации о выборе родителями (законными представителями) предпочтительных направлений и форм внеурочной деятельности детей. Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения. Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности опирается на следующие принципы: 1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения. 10. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения. 11. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов. 12. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в рабочей программе кружка, студии. 13. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого в образовательном процессе. 14. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения. Таким образом, план внеурочной деятельности на 2018-2019 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению обучающихся в выборе дальнейшего профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива. 3. Направления внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям: • духовно-нравственное, эстетическое; • • • • № п. п спортивно-оздоровительное; гражданско-патриотическое; общеинтеллектуальное; социальное. Количество часов внеурочной деятельности в 5 классах Направленность внеурочной Количество часов по классам деятельности, наименование 5б 5в 5а 22 Спортивно-оздоровительное направление Спортивный час Разговор о правильном питании 1 1 1 1 1 1 3 Духовно-нравственное, эстетическое направление Вокальная студия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 10 10 1 4 5 6 7 8 9 10 Общеинтеллектуальное, познавательное направление «Тайны русского языка» «Математическая мозаика» Гражданско-патриотическое направление «Увлекательное путешествие в историю» Практикум «Изучаем ПДД» Социальное направление Финансовая грамотность «Этот удивительный мир ПК» Психологический практикум «Новичок в средней школе» ИТОГО: Количество часов внеурочной деятельности в 6 классах № п. п Направленность внеурочной деятельности, наименование Количество часов по классам 6б 6в 1 1 1 1 1 1 Духовно-нравственное, эстетическое направление Заочное путешествие «Мир музея» 1 1 1 Общеинтеллектуальное, познавательное направление «Тайны русского языка» «Математическая мозаика» Практикум по краеведению 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6а Спортивно-оздоровительное направление 1 Спортивный час 2 Разговор о правильном питании 3 4 5 6 7 8 Гражданско-патриотическое направление Я- гражданин России Загадочное средневековье Социальное направление 9 Финансовая грамотность 10 «Этот удивительный мир ПК» 11 Социальный практикум «Тропинка к своему Я» ИТОГО: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 10 10 Количество часов внеурочной деятельности в 7 классах № Направленность внеурочной деятельности, Количество часов по классам п. наименование 7б 7в 7а п Спортивно-оздоровительное направление 1 «Волейбол» 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Разговор о правильном питании Духовно-нравственное, эстетическое направление Практическое занятие «Уютный дом» Шахматы Общеинтеллектуальное, познавательное направление «Тайны русского языка» «Математическая мозаика» «Говорим на английском языке» «Элементарный немецкий язык» Гражданско-патриотическое направление «Я гражданин России» «Патриот знает свою историю» «Тайны истории» Социальное направление Финансовая грамотность Практикум по краеведению ИТОГО: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 10 10 Количество часов внеурочной деятельности в 8 классах № Направленность внеурочной деятельности, Количество часов по п. наименование классам п 8б 8в 8а Спортивно-оздоровительное направление 1 Спортивный час 1 1 1 2 Волейбол 1 3 Разговор о правильном питании 1 1 1 4 5 6 7 8 Духовно-нравственное, эстетическое направление Основы чертёжной грамотности Практическое занятие «Уютный дом» Общеинтеллектуальное, познавательное направление «Тайны русского языка» «Математическая мозаика» «Эвристическая физика» Гражданско-патриотическое направление 9 Практикум по краеведению 10 История России в лицах Социальное направление 11 12 ОДНКНР Финансовая грамотность ИТОГО: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 10 1 1 10 №п.п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Количество часов внеурочной деятельности в 9 классах Направленность внеурочной деятельности, Количество часов по классам наименование 9а 9б 9в Спортивно-оздоровительное направление Спортивный час Разговор о правильном питании 1 1 1 1 1 Духовно-нравственное, эстетическое направление «Культура и искусство речи» Основы чертёжной грамотности 1 1 1 1 1 1 Общеинтеллектуальное, познавательное направление «Решение математических задач» «Тайны русского языка» Практикум по краеведению 1 1 1 1 1 1 1 1 Гражданско-патриотическое направление История России в лицах Страницы летописи родной страны Я и общество Социальное направление Финансовая граммотность «Я и моя профессия» ИТОГО: 1 1 1 1 1 1 10 1 1 10 1 1 1 10 Количество часов внеурочной деятельности в 10 классах № п.п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Направленность внеурочной деятельности, наименовани Спортивно-оздоровительное направление Баскетбол Разговор о правильном питании 1 1 1 Духовно-нравственное, эстетическое направление «Культура и искусство речи» Мировая художественная культура 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Общеинтеллектуальное, познавательное направление «Решение математических задач» «Говорим на английском языке» «Элементарный немецкий язык» Математическая лаборатория Гражданско-патриотическое направление «Основы военной службы» Социальное направление Основы потребительских знаний «Я и общество» Экология ИТОГО: №п.п Количество часов по классам 10а 10б 1 1 1 10 10 Количество часов внеурочной деятельности в 11 классах Направленность внеурочной деятельности, Количество часов по классам наименование 11а 11б Спортивно-оздоровительное направление 1 Разговор о правильном питании 1 1 2 3 Духовно-нравственное, эстетическое направление «Культура и искусство речи» Мировая художественная культура 1 1 1 1 1 1 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Общеинтеллектуальное, познавательное направление «Решение математических задач» «Тайны русского языка» «Говорим на английском языке» «Математическая лаборатория» Гражданско-патриотическое направление Я и общество Страницы летописи родной страны Социальное направление Психология общения «Физика, человек, здоровье» Основы предпринимательской деятельности ИТОГО: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 10 4. Режим организации внеурочной деятельности. Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Занятия проводятся во второй половине дня после динамической паузы. Расписание занятий внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими САНПинами и соответствует различным сменам видов деятельности школьников. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки, чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной).